Подшивка карнизов крыши

Одним из этапов возведения любой крыши, придающим ей законченный вид, является подшивка ее свесов или карнизов, которые обеспечивают защиту стен здания. Она может быть выполнена разными способами и при использовании различных строительных материалов, которые имеют свои плюсы и минусы. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим какой может быть подшивка карнизов крыши: варианты и применяемые при этом материалы.
Содержание:
  • Когда делать подшивку
  • Варианты
  • Строганая доска
  • Деревянная вагонка
  • Фанера, ОСБ
  • Пластиковая вагонка
  • Профнастил
  • Софит
  • Листовой металл

Когда следует делать подшивку свесов крыши

Доступны два варианта подшивки карнизов крыши: перед укладкой кровельного материала и после него.
Наилучшим и правильным вариантом является подшивка свесов крыши, выполненная перед монтажом кровельного материала, сразу же после возведения деревянного основания кровли (стропил, обрешетки) и укладки гидроизоляционного материала. Особенно это актуально в случае применения современных кровельных материалов. На этом этапе часто выполняется и крепление кронштейнов водосточной системы, а также устройство вентиляции кровли.
Раньше подшивкой свесов занимались уже после монтажа кровельного материала и это являлось завершающим этапом строительства крыши. Да и сейчас это встречается довольно часто, особенно если кровельным материалом являются асбоцементные волнистые листы или по-простому – шифер. Иногда данный способ применяется и при кровле другими, более современными материалами, такими как профнастил или металлочерепица, в случае, когда нет средств сделать одновременно и подшивку свесов и кровлю или по каким-то другим причинам. Иногда подшивку выполняют уже после наружного утепления фасада, после нанесения армирующего слоя, но перед выполнением финишной отделки.
Какой из способов выбрать каждый решает по своему собственному усмотрению, в зависимости от конструкции крыши, вида кровельного материала, обстоятельств и наличия средств.

Варианты подшивки карнизов крыши

На сегодняшний день существует довольно много вариантов подшивки карнизов (свесов) крыши, как по виду применяемого материала, так и способу его монтажа. Для подобной подшивки могут быть использованы такие материалы:
  • Строганая доска;
  • Деревянная вагонка;
  • Влагостойкая фанера или плиты OSB;
  • Пластиковая вагонка;
  • Профнастил;
  • Виниловый или алюминиевый софит;
  • Листовой металл.
Каждый из этих материалов отличается индивидуальными свойствами, которые определяют их преимущества и недостатки при использовании для подшивки свесов кровли. Чтобы выбрать самый подходящий вариант, рассмотрим их особенности более подробно.

Строганая доска

Для подшивки свесов подойдут сухие строганые доски, толщиной около 10-25 мм, обработанные антисептиком. При этом, доски могут быть уложены и закреплены, как вдоль поверхности стен, так и перпендикулярно к ним. Достаточно часто используется первый вариант. Крепление досок к обрешетке удобно выполнять саморезами при помощи шуруповерта. Работать лучше вдвоем. Для обеспечения вентиляции подкровельного пространства в подобной подшивке через каждые 1-1,5 м проделываются вентиляционные отверстия или щели.
 
Преимущества подшивки досками:
  • относительно невысокая стоимость, особенно в регионах богатых на древесину;
  • экологически чистый материал;
  • простота и скорость работ по подшивке свеса, что позволяет сделать ее своими руками.
Недостатки:
  • не слишком презентабельный вид;
  • доски имеют больший вес, чем другие стройматериалы и сильнее нагружают обрешетку к которой крепятся;
  • древесина, даже обработанная и покрашенная снаружи, может впитывать влагу;
  • доски с течением времени могут скручиваться и деформироваться;
  • древесину следует периодически обрабатывать и красить.

Подшивка свеса крыши деревянной вагонкой

Деревянная вагонка отличается от досок меньшей толщиной и наличием продольной выборки для соединения между собой. Для свеса следует применять вагонку сухую и обработанную антисептиком. Для обеспечения вентиляции подкровельного пространства в нее монтируются вентиляционные решетки через каждые 1,5 м. Крепиться вагонка может перпендикулярно или параллельно стене. Во втором случае вагонка крепится к обрешетке через каждый метр, а в первом случае элементы крепятся по краям, при широком свесе (более 0,5 м) еще и посредине. Крепление происходит при помощи саморезов или гвоздей.
 
Достоинства и недостатки деревянной вагонки практически те же, что и у строганой доски. Однако вагонка имеет меньшую толщину и вес. Кроме этого, она обладает лучшим внешним видом и хорошо сочетается практически с любыми видами кровли и фасадов. Однако она и дороже доски. Стоимость качественной деревянной вагонки составляет от 4 $ за 1м2.

Фанера или древесно-стружечные плиты

Еще одним возможным способом подшивки карниза кровли может быть влагостойкая фанера или древесно-стружечные плиты OSB. Из листов данной фанеры или древесно-стружечных плит вырезаются полосы соответствующих размеров и при помощи саморезов крепятся к подготовленной обрешетке.
Подшивка подобными материалами выполняется достаточно быстро и просто. Однако с другой стороны, влагостойкая фанера – не такой уж дешевый материал: среднерыночная цена – от 5 $, плиты OSB – от 3,5 $ . К тому же, и фанеру и OSB после подшивки придется покрасить.
 

Пластиковая вагонка

Это еще один довольно распространенный бюджетный вариант подшивки карниза кровли.
 
ПВХ-вагонка нарезается кусками по ширине свеса и крепится перпендикулярно к стене. Она имеет плохую жесткость, поэтому укладывать ее вдоль стены не рекомендуется. Кроме самой вагонки для подшивки свеса потребуются фасонные элементы — галтели: П-образные стартовые, Н-образные соединительные, а также наружные и внутренние уголки. Галтели крепятся к деревянному каркасу или обрешетке при помощи скоб (степлером), кляймерами или небольшими гвоздиками. Пластиковая вагонка нарезается кусками, меньшими за ширину свеса на 4-5 мм и вставляется в пазы галтелей. В зависимости от ширины свеса, вагонка дополнительно крепится к деревянному каркасу кляймерами или скобами в 1-4 местах. Так как ПВХ-вагонка не имеет перфорации, для вентиляции подкровельного пространства, через каждые 1,5 м подшивки, в ней устанавливаются пластиковые вентиляционные решетки. Средняя цена пластиковой вагонки небольшая – от 3,5 $ за 1 м2. Из недостатков можно выделить низкую прочность материала и склонность к выгоранию под воздействием УФ-лучей.

Подшивка карнизов крыши металлопрофилем (профнастилом)

Металлопрофиль или профнастил является довольно прочным материалом, так как представляет собой специально изогнутый (профилированный) стальной лист покрытый защитным слоем. Последний может быть в виде оцинковки или с дополнительным полимерным покрытием. Очень часто применяется профнастил с полимерным покрытием, так как он не только лучше выглядит и может быть практически любого цвета, но и более долговечен. Средняя стоимость за 1 м2 этого материала составляет от 7 $.
 
Преимуществом профнастила (металлопрофиля), кроме прочности является еще и то, что он укладывается большими плоскостями (до 1,2 м), он просто и легко монтируется, характеризуется небольшим весом. Однако работа с ним требует аккуратности, чтобы не повредить его защитный слой.
Профнастил для подшивки карниза крыши может иметь различную высоту гребней (от 8 до 20 мм) и толщину листа – 0,4-0,5 мм. Для подшивки свеса, кроме самого профнастила потребуется еще фасонные элементы: планки, профили, уголки. Монтаж полос профлиста выполняется в них с зазорами 0,5-1,0 см, учитывающими температурное расширение металла. Если для обеспечения надежной вентиляции кровли этих зазоров недостаточно, тогда для этого монтируются специальные вентиляционные решетки.

Подшивка карнизов крыши софитом

Софиты – по сути являются панелями из сайдинга, специально предназначенными для подшивки свесов крыши. От обычного сайдинга они отличаются большей толщиной и устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Они могут быть алюминиевыми или виниловыми, без перфорации, с полной или частичной перфорацией для обеспечения вентиляции.
 
Софиты намного прочнее пластиковой вагонки. Их применение не требует монтажа вентиляционных решеток – достаточно использовать панели с перфорацией. Они долговечны, не выгорают на солнце. Из недостатков можно выделить следующие:
  • панели софитов имеют меньшие размеры, чем листы профнастила;
  • относительно большая стоимость – в среднем от 9 $ за 1 м
Сделать монтаж софитов можно даже своими силами, особенно если необходимо подшить свес простой крыши. Благодаря своей жесткости и прочности для своего монтажа софиты не требуют специального каркаса. Исключение могут составлять сложные крыши с многоуровневыми или криволинейными элементами.
Для монтажа софитов применяют дополнительные элементы:
  • со стороны стены – П-образный  профиль, который монтируется непосредственно к стене или J-образный, который крепится к горизонтальной рейке;
  • со стороны торца стропил или ветровой доски  — L-образную ветровую планку, которая крепится так, чтобы ее паз был в одной плоскости с пазамии J- или П-образного профиля;
  • для соединения софитов на углах – Н-образный соединительный профиль, который крепится к несущей рейке. Угловые стыки могут быть диагональными или под прямым углом.
Панели софитов должны иметь длину на 5-6 мм меньше, чем расстояние между пазами, в которые они будут вставляться. В подобном случае их будет легче вставлять и таким образом будет предотвращена их деформация при температурном расширении. Элементы подшивки крепятся оцинкованными саморезами с пресс-шайбами. Между собой панели скрепляются при помощи замковых соединений.

Подшивка листовым металлом

Это еще один способ недорогой подшивки карнизов крыши. Для этого могут использоваться полосы листовой стали толщиной 0,5-0,8 мм – с полимерным покрытием или оцинкованные. Могут также применяться медные или алюминиевые листы, однако это достаточно дорогое удовольствие.
Полосы металла крепятся снизу к деревянному каркасу или обрешетке. Для вентиляции кровли в металле делается перфорация или монтируются вентиляционные решетки. Места обрезки стальных листов и их перфорации следует обработать антикоррозионным составом или специальной краской. Средняя стоимость стального листового металла – от 4 $

Комментарии